Как интернет-магазин на Битриксе продвигать в регионах
Как-то столкнулся с необычной для себя задачей: есть интернет-магазин на Битриксе в редакции Бизнес и его надо вывести в ТОП обеих ПС (Яндекс и Google) по списку определенных городов. При условии, что у магазина не в каждом из них есть филиал.
Для этого есть 2 типовых подхода:
- на папках - это когда у нас site.ru/gorod/link;
- на поддоменах - типа msk.site.ru/link.
Причем, один вариант больше подходит для Яндекса, второй - для Google.
Так как никто не ограничивает полет фантазии, можно добавить сюда еще несколько вариантов:
- сделать под каждый город страницы в соц.сетях или сетки дорвеев в них же и сливать трафик на морду;
- занять первое место в спецразмещении Директа и Adwords по пулу конверсионных запросов в нужных городах;
- отправить запросы на добавление в Яндекс Справочник, Google Бизнес, 2Gis и разные региональные каталоги, которые используют конкуренты из нужных городов, чтобы информация о магазине выводилась в первом экране поиска справа.
В теории всё легко. По факту сложнее.
Содержание
Какие проблемы могут возникнуть
- Чтобы добавиться в Google Бизнес или Яндекс Справочник, нужно пройти проверку. После регистрации оттуда будет звонить человек и, если ему ответят: "Здравствуйте! Вас приветствует менеджер магазина... в Москве", а в заявке Вологда, то заявка уйдет в отказ и второй попытки может уже не быть. У менеджеров же обычно и без того уйма проблем и, даже отметив себе эту информацию, человек может чем-то отвлечься и ответить на автомате не то, что надо.
- В Битриксе по-умолчанию нет функционала, позволяющего реализовать разведение сайта по папкам или поддоменам разных городов в пару кликов. Нужно либо кодить (нанимать программиста), либо ставить дополнительные модули. Большинство из которых стоят порядка 10 000 руб.
- Выбрав один из вариантов реализации можно улучшить ситуацию в одной ПС и ухудшить в другой. Не факт, но шанс есть. Сразу оба взять не получится.
- В довершение всего практически все предлагаемые модули из Маркета Битрикса на тему мультирегиональности имеют тьму багов и велика вероятность, что, купив надстройку за десятку, она вообще откажется работать с вашей версией движка или темой сайта.
Возможные пути решения
От человеческого фактора избавиться довольно сложно. Поэтому, чтобы пройти проверку каталогов, есть 2 очевидных варианта:
- использовать номер 8-800 и обыграть так, что у магазина единый колл-центр по всей сети филиалов;
- настроить переадресацию с виртуального регионального телефонного номера (сначала можно на себя, чтобы минимизировать шанс ошибки, а потом перенаправить на менеджера для приема заказов).
Касательно сторонних модулей у меня скептический настрой и большинство вопросов закрываю без них. Как минимум, по той причине, что в моём случае это кастомная коробка и даже обычное обновление движка снесло половину функционала. За время работы с CMS Битрикс оценил уровень работы нескольких студий-партнеров, в том числе и золотых, и пока качество не впечатляет. Придется искать обходной путь.
Конкуренты лепят страницы по аналогии с тем, как продвигается анатомия сео. Какое-то время они держали первые позиции, но недавно выпали за вторую страницу. То есть, создается листинг наподобие html карты сайта с перечнем городов и по одной странице под каждый город. Там всё одинаковое, разница лишь в названии города в мета-тегах. На моей практике было дело, когда на витрине я отхватил АГС от Яндекса за это. Не так давно, кстати. Но то был экспериментальный домен, кроме того витрина - это дорвей. Может просто совпадение, но т.к. точной информации нет, отбрасывать сей факт не стоит.
Какие есть модули для регионов в Битриксе
«Поддомены и мультиязычность. Страны и Города. Легкая настройка.»
Разработчик: Dev2Fun.
Бесплатный. Позволяет в рамках 1 лицензии Битрикса создавать неограниченное число городов на поддоменах.
Плюсы:
- бесплатный,
- саппорт быстро отвечает.
Минусы:
- не у всех работает из коробки,
- нет карты сайта для регионов (обещают в одном из ближайших обновлений).

Когда надстройка работает не у всех, увеличивается шанс ушатать существующий траф на проекте.
«Регионы продаж»
Разработчик: Аристов Василий.
Стоимость модуля: 10 500 руб.
Очень много разных функций заявлено. Работает в рамках 1 лицензии Битрикса. Разносит на поддомены или разные домены. Есть демо-сайт.
Когда увидел список возможностей, почти купил его, но решил сперва демку потыкать. И не зря, как оказалось.
Плюсы:
- огромное число возможностей,
- можно вынести как поддомены, так и домены.
Минусы:
- на демо-сайте в тайтле не подхватывает город для некоторых позиций, т.е. где-то работает, а где-то нет (см. скрин);
- в шапку выводит лишнюю информацию (например, для Москвы рядом с регионом пишет "Посетите Петербург" - да, это можно выпилить скорее всего, но зачем оно изначально там - непонятно);
- вместо отображения информации о текущем поддомене иногда вываливает текст шаблона с кодом.

В мета-тегах некоторых городов вместо их названий выводится конструкция #VREGION_WHERE#, оно так и проиндексируется поисковыми системами. Если "повезет" и все нужные города будут такими, их ждет аффилиат и склейка.
В Маркете можно найти и другие модули, но в целом по больнице картина примерно схожая. На старте проекта с такими штуками можно поиграться и наверняка найдется оптимальный вариант. Но это не точно :)
Боевой же интернет-магазин с 1С и кастомной коробкой Битрикса, который стоит в топе в основном регионе и имеет стабильный поток трафика и продаж, не стоит подвергать риску. Ведь никто не гарантирует сохранность работоспособности после установки нового модуля, а значит, мало того, что новое не заработает, так можно и остальное потерять.
Подведем итог. Что остается:
- контекст,
- каталоги,
- дорвеи.
Наверняка есть и более простой вариант. А как вы продвигаете свой магазин в отдельно взятых регионах? Напишите в комментариях.

Вебмастер. Интернет-предприниматель. Первый сайт создал в конце 90-х, еще в школе. Сертифицированный специалист. Участник ежегодных конференций по продажам, SEO, маркетингу, разработке сайтов, арбитражу трафика.